LeoNardo Armero
Пафос был изобретен для того, чтобы одни почувствовали себя повелителями вселенной, а другие - просто поржали.
Неоготика
НЕОГО́ТИКА (Александровская и Николаевская) — одно из направлений европ. архитектуры 19 в. эпохи романтизма, возрождавшее архит. формы, декор, иногда также конструктивные особенности готич. стиля. Возникает в 1810-х гг. на основе романтич. ориентации культуры, стремящейся поэтизировать средневековье, возродить единство человека и природы, параллельно всеевроп. увлечению В. Скоттом. Искусств. руины, часовни, готические беседки становятся непременным эл-том романтич. парка. На Европ. континенте Н. появляется впервые в России в творчестве арх. А. Менеласа, создавшего романтические парки с готич. постройками в Царском Селе и Петергофе. Н. стала первым и главным неостилем в архитектуре романтизма 1-й пол. 19 в. В этом стиле строили в 1820—30-х гг. М. Д. Быковский (Марфино), А. П. Брюллов и др. Постройки стиля Н. часто имитируют многовековую историю, как бы запечатленную в облике зданий. Готич. строительная конструкция встречается редко. Интерьеры Н., в отличие от псевдоготики 18 в., выдерживаются также в готич. духе (сохр. "Коттедж" в Петергофе — интимный дворец супруги Николая I Александры Федоровны, арх. Менелас); для них специально проектировалась мебель, далекая от форм ср.-вековой, но повторяющая арх. формы готич. зданий; в том же духе выполнялось остальное убранство (часы в виде готич. соборов и т. п.). Неоготич. интерьеры оформлялись во множестве зданий, было принято в этом стиле оформлять кабинеты, библиотеки, столовые; неоготич. обстановка была повсеместно распространена. Стиль Н. — самое яркое воплощение романтизма в архитектуре; традиция устраивать в доме готич. комнаты существовала и позже, перейдя в неоромантизм эпохи протомодерна и модерна. Н. часто неосновательно объединяют с псевдоготикой.

Неоготика. Псевдоготика


Неоготика или псевдоготики - (то есть новая или псевдо готика ) - направление в архитектуре, соединяющей элементы готики с ясными композициями, идущие от классицизма. Доля «нео» - указание, что стиль возник на новом этапе развития архитектуры конца 18-середины 19 в. и является составной частью так называемых исторических стилей.

Содержание
•1 История возникновения
•2 В 18 веке
•3 Поддержка деятелей романтизма
•4 В середине 19 в.
•5 Отношение к неоготики
•6 Галерея
◦6.1 Неоготика на Украине
•7 Усадьбы
•8 Сакральные сооружения



История возникновения


Крстофер Рен, готическая башня Тома, 1681 - 1682 гг, Оксфорд, колледж Крайс Чьорч.

Идея возродить готическую архитектуру на новом этапе предстоит английским деятелям с деньгами и развлечениями. В Британии хорошо сохранились образцы соборов, церквей и замков эпохи готики и романского стиля, воспринимавшиеся характерной чертой национальной культуры. В отличие от стран континентальной Европы, интерес к готике в стране практически не затихала на протяжении веков. Даже введение протестантизма (в форме англиканства), уход местного священства от католицизма, не увирвалы интереса к готической архитектуры. Ее местные формы были поддержаны профессорами и студентами английских (Оксфорд, Кембридж) даже в 17 веке, игнорируя опыт новейших европейских стилей. Представитель английского классицизма 17 в. архитектор Кристофер Рен построил башню Томаса в Оксфорде с использованием готических форм, игнорируя и европейское достояние тогдашней барокко, и собственный опыт.

В 18 веке готические формы в качестве декора присутствуют в магнацьких усадьбах английских аристократов. Моду на готический декор в интерьере начал Хорас Уолпол, что произвело впечатление не только на друзей визитерив к его дому.


В 18 веке


Гравер Джон Риттер.Садиба Фонтхилл-еббы, гравюра 1823



Начало восстановления английского готики началось в Британии в конке 18 в. через разочарование английских деятелей в идеалах французской революции тысяче семьсот восемьдесят-девять - один тысяче семьсот девяносто-три гг, которые начали вводить насилием и террором и через поиски национального архитектурного стиля.

Внимание современников приковали эксперименты по восстановлению форм готической архитектуры, которые начал Уильям Бекфорд. Сын мэра Лондона в 1795 г. начал строительство в Уилтшире собственной усадьбы Фонтхилл-еббы. Изюминкой проекта стала восьмиугольная 90-метровая башня. Внешние фасады усадьбы сильно напоминали формы готического аббатства, что и обозначено в названии усадьбы (Эбби - аббатство). Название довольно распространенная из эпохи английского реформации, когда конфискованные сооружения католических монастырей и монастырских земель передали новым светским владельцам. Так католические когда аббатства и сакральные сооружения стали жильем дворянских семей.

Усадьба Фонтхилл-еббы привлекала не только готическими формами, а и событиями, потому трижды за 30 лет обрушилась ее башня. Строительство и ремонты длились до 1813 года. Усадьба Бекфорда и его скандальная слава имела влияние на современников, а ее сенсационное «слава» наделала шума в Европе. После смерти владельца башня в очередной раз обвалился, а усадьбу разрушили.

Но опыт не пропал даром. Инженерная школа британцев с 17 в. заняла ведущие позиции в Европе. В 19 в. англичане, французы и немцы живо дискутируют, где именно возникла европейская готика. Но первое место в восстановлении форм средневековой архитектуры отдали Великобритании. Были использованы новые инженерные достижения при сохранении средневековых готических форм. Так возникла неоготика 19 в.


Поддержка деятелей романтизма
Восстановлению готических форм на новом этапе способствовали и деятели европейского романтизма. Разочарование в застывших, умеренных формах ампира и позднего классицизма (и идеях суток провситництва, что их поддерживали) привели к противопоставлению им варварской, «неримськои», неклассической архитектуры.

Распространению интереса к исторической готики в Европе способствовали и произведения писателей-романтиков. Шатобриан воспевал готические руины, доказывал, что именно средневековое готическое искусство лучше отразило «гений христианства». Французский поэт и писатель Виктор Гюгю делает собор Парижской Богоматери - главным героем собственного романа с той же названием. Английский мистецтвозначвець Джон Раскин даже доказывал моральное превосходство готической архитектуры, а средневековый Дворец дожей в Венеции считал центральным сооружением мира. Как видно, единства в рядах романтиков не было, но пропаганда сработала.


В середине 19 в.
Правительство Великобритании официально признал неоготику национально стилем. После пожара прежней постройки Британского парламента право на проект нового здания в 1834 году передали Огастес Пьюджину, поклоннику неоготики. Вместе с Чарльзом Барри - Огастес Пьюджин создал Вестминстерський дворец, который признали образцом стиля. Неоготические декорации получили -

•Королиський суд
•железнодорожные вокзалы
•ратуши
•мосты
•ряд государственных сооружений Британской империи.
В 1870-е гг массовая количество неоготических сооружений в Британии уже позволила анализировать архитектурную ситуацию в стране, начали обнародовать труды по истории этого стиля.

В сутки королевы Виктории Британская империя как в метрополии, так и в колониях провела массовую застройку в неоготичому стиле, официально поддержанному буржуазным правительством. Даже сооружение нового Парламента в столице состоялась в неоготическом стиле, стала визитной карточкой Лондона, разошлась в тысячах листовок и изображений по всем мире. Еще больший восторг неоготики имели архитекторы при построении университетских корпусов Британии и Соединенных Штатов. С тех пор архитектурный облик многихуниверситетов по обе стороны Атлантического океана сформировала именно неоготика и поздний классицизм.


Отношение к неоготики
И в самой Британии не все одобрительно восприняли неоготику. Пылкий сторонник средневекового искусства, Джон Раскин, однако, не одобрял неоготику в архитектуре. И если официальные круги Британии всячески поддерживали неоготику архитектора Пьюджина, Раскин осмелился критиковать и ее, и произведения самого Пьюджина.

Искусствоведа Джона Рескина раздражали исторические стиле 19 века, как несамостоятельные, вульгарные, хаотичная застройка буржуазных городов и сел. Но новый и самостоятельный архитектурный стиль (отличный от неоготики) так и не был произведен в 19 веке. А призывы Раскина не могли помешать проблеме. Получилось, что он лишь обозначил одну из неприятных проблем 19 века, но не мог помочь ее решению. Не было удачным решением и использования неоготики, неорококо, неоренессанса.

zdos.ru/kultura/view_art.php?id=86&cat=arhitekt...
ru.wikipedia.org/wiki/%CD%E5%EE%E3%EE%F2%E8%EA%...